Философия через кино
В этой статье представлены основные точки зрения на философию через кино. Кино понимается не столько как объект философского размышления, сколько как средство занятия философией. Вклад в эту область процветает с начала 21 века, наряду с дебатами о том, в какой степени фильм действительно можно понимать как «делающий» философию, а не просто как источник иллюстрации или пример для философских размышлений. Ряд возражений основан на предполагаемом сходстве между кино и пещерой Платона.; другие возражения берут свое начало в более общей платоновской критике способности художественного искусства раскрывать истину. Против этих возражений выдвигаются удивительно смелые взгляды на способность кино философствовать, а именно: многое из того, что можно сделать в вербальной среде, можно сделать и в кинематографической; или что существует особый тип кинематографического мышления, который невозможно перефразировать в традиционных философских терминах. Существуют также более умеренные взгляды, согласно которым фильм можно рассматривать как участие в определенной явно философской деятельности, такой как мысленный эксперимент; или что они способны представить определенные виды философского материала лучше, чем стандартные философские жанры (подробнее - https://kinospisok.com/filosofskie-serialy/). В данной статье рассматриваются эти взгляды за и против идеи философии через кино.
Что такое философия через кино?
В этой статье представлены основные точки зрения на идею философского подхода через кино. Под фильмом здесь подразумевается, прежде всего, повествовательный игровой фильм. Идея заниматься философией или, по крайней мере, каким-то образом заниматься философией через кино может означать как минимум две вещи. Во-первых, это может означать использование фильма в качестве ресурса, источника примеров и иллюстраций для освещения философских позиций, идей и вопросов. Во-вторых, это может означать, что сам фильм следует понимать как средство философствования – философии в кино или философии как фильма. Последнее предполагает более активное взаимодействие фильма с философией. Степень, в которой фильм может быть философским или способствовать философским знаниям, сама по себе является предметом споров. Рассмотрение фильма в его философском значении и философских проблем через фильм можно отличить от более традиционной философии кино, хотя на практике эти два вида деятельности пересекаются. Оба являются подобластями философской эстетики. Философия кино традиционно занимается рефлексивным изучением природы кино, стремясь выяснить, что такое кино, является ли оно искусством, чем оно отличается от других искусств и так далее. Это философия фильма. Противоположностью этому является идея фильма, служащего ресурсом, средством или средой для освещения и исследования философских идей и вопросов. Это философия через кино. Исторически философия через кино возникла более поздно, чем философия кино, которая получила значительное развитие в 1980-х годах.